Top.Mail.Ru
7 сентября 2025
воскресенье
ВС
19:00
120 минут

ГЕНДЕЛЬ И БАХ. НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ВСТРЕЧА

Возрастная категория: 6+
Место проведения:
ZARENKOV GALLERY
г. Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, д. 21, апарт-отель YES, 10 этаж

В самом названии концерта «Гендель и Бах. Несостоявшаяся встреча» заложен спойлер. Удивительно как два титана музыкального искусства, появившиеся на свет в 1685 году территориально недалеко друг от друга, так никогда и не встретились.

Траектория судьбы Георга Фридриха Генделя началась 5 марта (по новому стилю) в немецком городе Галле. В стремлении совершенствоваться композитор отправился в Гамбург, где его манил оперный театр. А с его закрытием путь Генделя лежал в Италию — на родину оперы, которая так привлекала композитора. Взыскательная итальянская публика приняла оперные творения Генделя, и композитор с успехом мог бы прожить до конца своих дней, купаясь в славе и солнечных лучах под лазурным небом.

Однако поездка в Великобританию всё изменила. Сначала в Туманном Альбионе Гендель приобрел известность как оперный композитор. Спустя время обратился к новому для себя жанру оратории (масштабное сочинение для солистов, хора и оркестра), в котором ему не было равных. Одновременно его творческая копилка пополнилась огромным количеством инструментальных произведений, среди которых сонаты, сюиты, concertigrossi («большие концерты»). Со временем Гендель достиг признания, его стали воспринимать как национального композитора, слава его простиралась далеко за пределы Англии. В 1759 году Гендель скончался и был похоронен, согласно его воле, в Вестминстере.

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта (по новому стилю) в немецком городе Эйзенахе. Композитор неоднократно переезжал из города в город в поисках лучшего места службы, и в его биографии, внешне практически не примечательной, стоит отметить самые важные остановки: в Веймаре, Кётене и Лейпциге.

Не покидая пределов немецких земель, Бах вместе с тем был прекрасно осведомлен о творчестве своих коллег и предшественников. В своем наследии Бах синтезировал не только многовековой опыт немецких композиторов, но и достижения других ведущих композиторских школ: Италии, Франции, Великобритании. Он работал во всех существующих жанрах своего времени, доводя их до совершенства, но никогда не обращался к опере, сосредоточив свое внимание на инструментальной и кантатно-ораториальной музыке.

Уход Баха из жизни в 1750 году не стал национальной трагедией: известность пришла к нему много позже. Лишь спустя десятилетия появилось осознание того, что творчество Баха — это уникальная гигантская энциклопедия знаний и смыслов, которая вряд ли когда-либо утратит свою актуальность.

Так нашлись бы общие темы для беседы, если бы она состоялась, этих двух, с одной стороны, совершенно непохожих друг на друга композиторов? Вероятно, да. Ведь произведения Генделя и Баха —  творцов эпохи барокко, в которой интеллектуальное и эмоциональное начала переплетены самым тесным образом, по сути, о человеке и обращены к человеку вне времени и пространства.

Музыкальная «встреча» Генделя и Баха в рамках концерта приурочена к 340-летию со дня рождения композиторов, подаривших человечеству возможность искать духовные пути и обретать истинные ориентиры благодаря созданной ими музыке.

Программа

Программа приурочена к 340-летию двух титанов эпохи барокко –

ГЕОРГА ФРИДРИХА ГЕНДЕЛЯ И ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА

I отделение

Георг Фридрих Гендель

CONCERTO A QUATRO D-dur. Для двух скрипок и двух виолончелей

Con Contento

Allegro

Largo

Presto

Ария Арзаменеса G-dur из оперы «КСЕРКС»

CONCERTO GROSSO A-dur. HWV 329

Andante larghetto e staccato

Allegro

Largo e staccato

Andante

Allegro

Ария OMBRA MAI FU из оперы «КСЕРКС»

Аллилуйя из оратории «Мессия» в переложении для Струнного оркестра

II отделение

Иоганн Себастьян Бах

Концерт для двух скрипок d-moll

Vivace

Largo, ma non tanto

Allegro

Ария «ERBARME DICH, MEIN GOTT» из оратории «Страсти по Матфею» BWV 244

Бранденбургский концерт #3 G-dur

Allegro

Adagio

Allegro

Каприччио из сюиты для струнного оркестра g-moll BWV 1070

Исполнители: Камерный оркестр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга Автор идеи, вступительное слово и солистка — лауреат международных конкурсов Анна Орехова СОЛИСТЫ: Лауреаты международных конкурсов ДАРЬЯ СИМОНОВА (скрипка) АНАСТАСИЯ МЕЩАНОВА (меццо-сопрано) СЕРГЕЙ МИХАЙЛЫЧЕВ (виолончель) ЕЛЕНА АРЕНКОВА (клавесин)

Ближайшие концерты